Время спасать прошло: механизм банкротства вновь запущен

Полугодовой мораторий на банкротства и взыскания в апреле 2022 года правительство ввело, чтобы помочь бизнесу и гражданам адаптироваться к новым условиям из-за санкций, наложенных после начала военной операции на Украине.

В отличие от аналогичного моратория, вводившегося в 2020 году в отношении компаний из наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции отраслей, нынешний оказался более масштабным: распространялся практически на всех. Под его действие не подпали только застройщики, объекты которых включены в реестр проблемных.

Большинство экспертов и чиновников единодушны в его оценке — он был своевременен и необходим в условиях санкций и общей неопределенности. К примеру, первый замминистра экономического развития Илья Торосов заявил, что:

 

«При высокой волатильности на рынке необходимо было не допустить банкротств, не обоснованных очевидными экономическими причинами. Благодаря мораторию нам удалось предотвратить некоторые панические настроения, из-за которых кредиторы могли необдуманно подавать заявления на банкротства, и дать лицам, испытывающим трудности, время для стабилизации своей деятельности».

 

Граждане и организации имели возможность выйти из-под действия моратория. Бизнесу, например, это нужно было для того, чтобы иметь возможность платить дивиденды или иным образом распределять прибыль. Еще одна причина — необходимость совершения зачетов с контрагентами.

Кредиторам «санкционный» мораторий понравился гораздо меньше «ковидного». Критики было много — по отношению к той части мораторных правил, которые запрещают взыскивать с подпавших под защиту лиц «старые», ранее возникшие долги, а также начислять неустойки и пени. Об этом говорили банки и Федеральная налоговая служба (ФНС), а главы энергокомпаний, профессиональных объединений участников финансового рынка, коллекторов и организаций ЖКХ даже просили премьер-министра Михаила Мишустина досрочно завершить мораторий.

Минэкономразвития не стало выходить с инициативой о продлении моратория, так как убеждено, что основные цели моратория уже достигнуты, а компании, испытывающие трудности, можно поддержать через отраслевые меры.

 

«Сейчас необоснованное продление моратория будет держать на плаву уже ставшие по различным причинам нежизнеспособными компании, которые копят долги», — заявил «Интерфаксу» Торосов И.

«Постепенно ситуация стабилизировалась, и [в чем] смысл в длительном продлении моратория?» — задавался риторическим вопросом в беседе с «Интерфаксом» президент «Опоры России» Александр Калинин на ВЭФ-2022.

 

Процедура банкротства — это цивилизованный процесс, во-первых, избавления от неэффективно работающих хозяйственных субъектов, во-вторых, это возможность сохранения бизнеса там, где бизнес оказался неплатежеспособным. Обороту требуется очищение от уже «мертвых» должников, которые все это время существовали только по причине действия моратория.